ВОСПИТАНИЕ
Слово воспитание
представляет собою отглагольное имя
существительное к воспитать. Его значения
находятся в полном соответствии с значениями этого
глагола. До конца XVII — начала XVIII в.
глагол воспитать выражал только физические
значения: `вскормить, взрастить'. Только в
XVIII в. — с изменением основ русской
культуры — глагол воспитать приобретает
переносное отвлеченное значение: `стараться об
образовании, об умственном и нравственном развитии
кого-нибудь'.
В
«Записках» Г. И. Добрынина (под
1778 г.) читаем: «Всякой приступ к просьбе
производил во мне душевную революцию. Я знаю и
ощутил, что это свойство самое беспокойное; но не
знаю, можно ли его было исправить наставлением или
просвещением». Сюда сделано примечание: «По
нынешнему воспитанием, хотя
воспитание и пропитание неоспоримо значит:
воскормление и прокормление. Но, понеже вообще в
Европе, всякой век имеет свой язык, свои нравы и
свои обыкновения, для того, всякой настоящий
европейский век говорит о себе, что он умнее
прошедшего; почему и не легко отыскать, в котором
веке в Европе был ум полутче других веков? Чему
надобно учиться? и как разуметь слова своего
языка, по старому или по новому?» (Русск. старина,
1871, т. 4, с. 22).
В
сочинении Гр. Котошихина «О России в царствование
Алексея Михайловича» (с. 17): «А на
воспитание царевича или царевны, выбирают
всяких чинов из жон, — жену добрую и чистую, и
млеком сладостну, и здорову, и живет та жена у
царицы в Верху на воспитание год».
Л. Н. Толстой в
статье «Воспитание и образование» писал:
«Воспитание, французское éducation,
английское education, немецкое Erziehung —
понятия, существующие в Европе... Немецкое
определение, самое общее, будет следующее:
воспитание есть образование наилучших
людей, сообразно с выработанным известною эпохой
идеалом человеческого совершенства». Сам
Л. Толстой определяет воспитание так:
«Воспитание есть принудительное,
насильственное воздействие одного лица на другое с
целью образовать такого человека, который нам
кажется хорошим» (Л. Толстой 1912, 4,
с. 83, 86, 87).
Заметка ранее не
публиковалась. Печатается по рукописи,
сохранившейся в архиве на 3-х небольших ветхих
листках.
О слове
воспитание В. В. Виноградов
упоминает в книге «Язык Пушкина» (с. 383) в
связи с характеристикой речи мелкопоместного
дворянства: «Еще ближе к крестьянскому языку была
речь мелкого провинциального дворянства. М.
А. Дмитриев в ”Мелочах из запаса моей
памяти“ (с. 17) писал: ”Барыни и девицы были
почти все безграмотные... Собственно, о
воспитании едва ли было какое понятие,
потому что и слово это принимали в другом смысле.
Одна из этих барынь говаривала: ”Могу сказать, что
мы у нашего батюшки хорошо воспитаны:
одного меду невпроед было!“» —
Е. К.
|