Внимать, внять, внимание.
[...] картина преображения слуха [в стихотворении А. С.
Пушкина «Пророк» — Л. А.] включает в себя рассказ о
просветлении и расширении восприятия, о тех новых областях
познания — на небе, на земле, на море, под водою, — которые
открылись лирическому «я», герою этого стихотворения.
И внял я неба
содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Необходимо помнить, что глагол
внимать — внять
(что-нибудь или кому-, чему-нибудь) в литературно-книжном
языке XVIII века означал не только `прилежно слышать', но и
`разбирать, рассматривать умом' (см. cл. АР, 1, с. 560;
Соколов, Сл., 1, с. 260; ср. определение внимания:
`углубление мыслей, устремление ума во что-нибудь') или
`устремлять мысли к познанию чего-нибудь', как определяет
академический словарь 1847 г. (лишь в словаре Я. К. Грота (1,
с. 449) внимать приравнено к `слышать' и
`слушать'... В соответствии с этим основным своим значением,
глагол внимать — внять — ив той повелительной форме,
которая исходит от гласа бога, — сопровождается, как
следствием, внутренним «наполнением» пророка волей
божией:
Исполнись волею моей.
Ср.:
И их наполнил шум и звон.
(Виноградов. Язык Пушкина,
с. 133—134).
|