Вещь. Слова и выражения в
художественном произведении обращены не только к
действительности, но и к другим словам и выражениям, входящим
в строй того же произведения. Правила и приемы их употребления
и сочетания зависят от стиля произведения в целом. В контексте
всего произведения слова и выражения, находясь в тесном
взаимодействии, приобретают разнообразные дополнительные
смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой
перспективе целого. [...] ярким примером может служить
образное, глубоко обобщенное употребление слова вещь в
заключительных сценах пьесы Островского «Бесприданница».
Лариса, отказавшись от своего жениха Карандышева и покинутая
Паратовым, в отчаянии думает о самоубийстве, но не находит в
себе силы для того, чтобы самой осуществить эту мысль.
В ней личность раздавлена, она убеждается в том, что она
— только вещь. (См. статью: Гродская Н. С. Из
творческой истории драмы А. Н. Островского «Бесприданница» //
Уч. зап. Московского гор. пед. ин-та им. В. П. Потемкина,
т. 48, Кафедра русск. лит-ры, вып. 5, 1955,
с. 324 и след.). Происходит такая сцена.
«Карандышев. Они не смотрят на вас, как на женщину, как на
человека, — человек сам
располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на
вещь. Ну, если вы вещь, — это другое
дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл,
вещь и обижаться не может.
Лариса (глубоко оскорбленная).
Вещь... да, вещь!
Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в
том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью).
Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу
вас, оставьте меня!
Карандышев. Оставить вас? Как я вас оставлю, на кого я вас
оставлю?
Лариса. Всякая вещь должна
иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандышев (с жаром). Я беру вас, я ваш хозяин (Хватает ее за
руку).
Лариса (оттолкнув его). О нет! Каждой
вещи своя цена есть... Ха,
ха, ха... я слишком, слишком дорога для вас.
Карандышев. Что вы говорите! Мог ли я ожидать от вас таких
бесстыдных слов?
Лариса (со слезами). Уж если быть
вещью, так одно утешение —
быть дорогой, очень дорогой...».
(Виноградов. О языке худож. лит.,
с. 233—235).
|