Ухо. В
образной семантике народных слов и прозвищ, в богатой
оттенками и поражающей острыми сопоставлениями понятий
синонимике народных выражений Гоголь старается открыть
национально-русское понимание тех или иных предметов, качеств,
свойств. По его наблюдениям, «свойство чуткости,
которое в такой высокой степени обнаружилось в Пушкине, есть
наше народное свойство. Вспомним только одни названия,
которыми народ сам характеризует в себе это свойство,
например: название ухо, которое дается такому человеку,
в котором все жилки горят и говорят, который миг не постоит
без дела: удача — всюду спеющий и везде успевающий; и
множество есть у нас других названий, определяющих различные
оттенки и уклонения этого свойства» (Гоголь Н. В. Соч.,
4, с. 208). «Простой народ», по представлению Гоголя,
является творцом языка и хранителем его сокровищ. Живой
народной речью можно и должно «говорить о предметах нужных и
даже очень высоких». Народное русское свойство — «уметь
пронять хорошенько словом». «Произнесенное метко, все равно,
что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко
все то, что вышло из глубины Руси... нет слова, которое было
бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого
сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное
русское слово» (там же, 3, с. 106; ср. также т. 7,
с. 249—250). Гоголь считал русский язык «полнейшим и
богатейшим из всех европейских языков» (там же, 4,
с. 26).
(Виноградов
В. В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка
// Материалы и исследования по истории русского литературного
языка. М., 1953, т. 3, с. 7).
|