ТВОРЧЕСТВО
Среди слов, которые и по своему морфологическому облику, и по смысловой
структуре, и даже по непосредственному впеча
тлению напоминают церковнославянизмы, — много
литературных русских новообразований XVIII и XIX веков. Таково слово —
творчество, соотносительное со словами творец,
творческий (ср. иконоборчество, иконоборец,
иконоборческий; жрец, жреческий, жречество и
др. под.).
М. Горький писал в статье «О пьесах»: «Не совсем уместно и слишком
часто молодые литераторы употребляют громкое и т
оже не очень определенное церковное словцо —
“творчество”. Сочинение романов, пьес и т. д. — это очень трудная,
кропотливая, мелкая работа, которой предшествуют длительное наблюдение
явлений жизни, накопление фактов, изучение языка» (Горький, О лит-ре,
1937, с. 151). В «Беседах о ремесле»: «Прежде всего очень советую
начинающим поэтам и прозаикам выкинуть из своего лексикона
аристократическое, церковное словечко — “творчество” и заменить его
более простым и точным: работа» (там же, с. 243). В статье «О
прозе»: «Особенно часто и резко эта слабость заметна в области
литературной работы, которую у нас принято именовать туманным и глуповатым
словцом — “творчество”. Я думаю, что это — вредное словечко, ибо
оно создает между литератором и читателем некое, — как будто, —
существенное различие: читатель изумительно работает, а писатель
занимается какой-то особенной сверхработой — “творит”. Иногда
кажется, что словцо это влияет гипнотически и что есть опасность выделения
литераторов из всесоюзной армии строителей нового мира в особую
аристократическую группу “жрецов” или — проще говоря — попов искусства»
(там же, с. 119).
Между тем слово
творчество вовсе не является
церковнославянизмом. М. Горький в своей оценке смыслового строя этого
слова исходил из непосредственного ощущения его связи со словом
творец, на котором и до сих пор еще лежит резкий отпечаток
религиозно-культового и мифологического применения к божеству. Современное
и особенно — индивидуальное восприятие слова очень часто вступает в
противоречие с его семантической историей.
Слово
творчество, обозначающее в современном
литературно-книжном языке, в его торжественных стилях, процесс созидания
или производства каких-нибудь культурных, исторических ценностей, а также
результат этого процесса, совокупность созданного, сотворенного
кем-нибудь, является продуктом предромантической эпохи. Оно возникло или в
самом конце XVIII, или в самом начале XIX века.
А. С. Шишков в «Мнении моем о рассматривании книг или цензуре»
(1815) возражал против применения «таких новоязы
чных слов, как отборность,
безвкусность, разумность, значимость,
животность, творчество и тому подобных» (Записки, мнения и
переписка адмирала А. С. Шишкова. Berlin, 1870, т. 2,
с. 51). Таким образом, вполне привычные для нас литературные слова
разумность, творчество, значимость — казались в
начале XIX в. излишними неологизмами, образованными на немецкий лад (ср.
Schöpfer — творец, Schöpfung — творчество; ср. франц. crèateur, crèation,
crèatrice).
Характерно, что слово
творчество не включено даже в словарь
1847 г. В предшествующих лексиконах его и подавно нет. В словаре 1847 г.
отмечены лишь слова: творец (со значениями: «1) Бог, создатель
мира... 2) церк. Производитель, исполнитель... 3) Сочинитель»),
творить (делать, производить), творческий (принадлежащий,
свойственный творцу) (сл. 1847, 4, с. 273—274).
Очевидно, слово
творчество к 20—30-м годам XIX в. еще
не получило всеобщего признания. Следовательно, оно не было очень
распространено в стилях карамзинской школы, в новом слоге российского
языка, с которым связывал образование этого слова А.
С. Шишков.
Можно думать, что особенную активность слово
творчество приобретает в языке
любомудров 20—30-х годов. У Н. В. Станкевича в письме Я. М. Неверову (от
марта 1833 г.: «Моя метафизика»): «Жизнь природы есть непрерывное
творчество и хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в
ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение» (Западники 40-х г.,
с. 22). У В. Г. Белинского в статье «И мое мнение об игре г.
Каратыгина» («Молва», 1835, № 18, с. 289): «Я сценическое искусство
почитаю творчеством, а актера самобытным творцом, а не рабом
автора».
У В. Ф. Одоевского в «Записках для моего праправнука о ру
сской литературе» («Отечественные записки»,
1840, т. 13, с. 8): «Нет! мы не лишены творчества; оно,
напротив, сильнее у нас, нежели у других народов, но оно в зародыше». У
Гоголя в «Авторской исповеди» (1847): «Почти у всех писателей, которые не
лишены творчества, есть способность, которую я не назову
воображеньем, способность представлять предметы отсутствующие так живо,
как бы они были пред нашими глазами».
В письме Гоголя к П. А. Плетневу «О Современнике»: «Сп
особность вымысла и творчества есть
слишком высокая способность и дается одним только всемирным гениям,
которых появленье слишком редко на земле...». У Ф. М. Достоевского в
статье «Г-н -бов и вопрос об искусстве» (1861): «...творчество...
основание всякого искусства живет в человеке как проявление части его
организма, но живет нераздельно с человеком». У П. М. Ковалевского в его
мемуарных очерках «Встречи на жизненном пути»: «У Брюллова
позаимствоваться творчеством нельзя. За процессом же Ивановского
творчества можно следить, как за постепенным ходом созревания»
(цит. по: Григорович, с. 372). В письме И. Н. Крамского к П. М.
Ковалевскому (от 21 сентября 1886 г.): «Говорить о Смерти Ивана Ильича и
тем паче восхищаться будет, по меньшей мере, неуместно. Это нечто такое,
что перестает уже быть искусством, а является просто творчеством»
(там же, с. 405). У К. С. Станиславского: «Творчество
есть прежде всего — полная сосредоточенность всей духовной и физической
природы» (Станиславский, с. 531).
С середины XIX в. слова
творец, творческий,
творчество приобретают оттенок парадной торжественности,
величавого, приподнятого стиля.
Характерно признание И. С. Тургенева в письме В. П. Боткину (от 17
мая 1856 г.): «Сплю очень хорошо — читаю историю Гр
еции Грота — и, поверишь ли, мысли — так
называемой творческой (хотя, между нами сказать, это слово
непозволительно дерзко — кто осмелится сказать не в шутку, что он —
творец?!) — одним словом, никакого сочинения в голове не
имеется» (Боткин, Тургенев, с. 81).
У И. И. Панаева в очерке «Внук русского миллионера» (1858): «Листок из
во
споминаний — не художественное произведение.
Я пишу, как пишется, не имея ни малейшей претензии на
художественность, на чистое искусство, на творчество
и тому подобное.
Говоря откровенно, я даже не совсем понимаю, из чего так хлопочут
защитники
чистого искусства и
художественности? Сколько бы они ни заботились об нас, по доброте
души своей, они из нас, простых писателей, не сделают художников, и как бы
мы сами ни желали угодить им, как бы мы ни усиливались превратиться в
творцов, все наши усилия останутся не только тщетными, но и
смешными» (Панаев 1912, 4, с. 508). У М. Н. Каткова в статье об
анненковском издании сочинений А. С. Пушкина: «Теперь, кажется, мы
уже не признаем никакой особенности в состоянии умственного творчества, и
самое слово творчество употребляем только по навыку, не придавая
ему никакого особенного значения, а учение о бессознательности
творчества относим к пустому хламу наших прежних романтических
бредней» (Русск. вестник, 1856, т. 1, с.161—162).
Таким образом, с середины XIX в. меняется экспрессивная о
краска слов творчество и
творец. С этим были связаны и изменения в стилистической оценке
этих слов. Стилистический круг их применения сузился. Многим казалось, что
на словах творец и творчество лежит налет религиозной и
романтической метафизики.
Опубликовано в сб. «Доклады и сообщения
филол. фак-та МГУ», вып. 2 (М., 1947). В архиве сохранилась рукопись на 7
пронумерованных листках разного формата, озаглавленная «История слова
творчество в русском языке», машинопись с авторской правкой (6
стр.) и оттиск. Печатается по оттиску, сверенному с рукописью, с внесением
нескольких необходимых поправок и уточнений.
В архиве сохранились также две выписки из «Московского журнала» (1792,
№ 6), не вошедшие в окончательный текст: «Се знамение во веки ж
ивущего ”творческого духа“ И. (И. И.
Дмитриев). Похвала Элизе Драпер, сочиненная аббатом Реналем» (с. 17);
«Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть граж-данин
вселенной. Сцены из Саванталы. От издателя К.» (с. 125). — Е.
X.
|