Чаяние. [По
поводу связи образной системы, лексики и фразеологии «Разных
отрывков (Из записок одного молодого Россиянина)» Карамзина с
языком масонской литературы, с одной стороны, и с уже
определившимися к 90-м годам стилями русского сентиментализма,
с другой, В. В. Виноградов пишет:] Из [...] слов,
употребительных в масонской литературе и имевших в ту эпоху
своеобразное смысловое наполнение, следует отметить в «Разных
отрывках» слово чаяние: «Все, что о будущей жизни
сказали наши философы, есть чаяние».
Ср. в «Письмах
русского путешественника» — о Виланде: «С любезною
искренностью открывал мне Виланд мысли свои о некоторых
важнейших для человечества предметах. Он ничего не отвергает,
но только полагает различие между чаянием и
уверением» (Карамзин, 1820, 2, с. 182).
Ср. у Радищева в
трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии»: «Многие
ее (будущую жизнь) чают быть; иные следуют в том
единственно исступлению; другие — и сии суть многочисленны,
уверению своему имеют основанием единое предубеждение и
наследованное мнение; многие же мнение свое и уверение
основывают на доводах» (Радищев. Избр. соч. М., 1949,
с. 439).
(Виноградов. Проблема авторства,
с. 304).
|