СЮРТУК. В «Воспоминаниях»
Ю. К. Арнольда о сюртуке начала XIX в.
говорится: «Сюртуков, в нынешнем смысле этого слова, тогда вовсе не
существовало; то, что тогда именовалось surtout, действительно служило для
надевания ”сверх всего“, следовательно соответствовало нынешнему пальто»
(Русск. архив. 1891, № 7,
с. 331).
Ср. у С. Т. Аксакова в «Истории моего
знакомства с Гоголем» (М.,
1890): «Сертук в роде пальто, заменил
фрак, который Гоголь надевал только в совершенной крайности. Самая фигура
Гоголя в сертуке сделалась
благообразнее» (с. 16).
Выписки сохранились в рукописи на 2
листках. Печатается по рукописи.
К слову
сюртук В. В. Виноградов обращается
также в работе «Этюды о стиле Гоголя» в связи с рассуждением о
словах-символах: «...возможен случай, когда
помещенные рядом символы, относясь к одной широкой группе —
формально-грамматической, в ее пределах дифференцировались по разным
логико-семантическим категориям. Этот прием, зародыши которого относятся к
ранней поре творчества Гоголя, особенно широкое применение получил в
композиции ”Невского проспекта“...
Еще ярче эта тенденция обнаруживается в
суммарном описании этой ”выставки всех лучших произведений человека“:
”Один показывает щегольский сюртук с лучшим бобром, другой —
греческий прекрасный нос, третий несет превосходные
бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и
удивительную шляпу, пятый — перстень с талисманом на
щегольском мизинце, шестая — ножку в очаровательном башмачке,
седьмой — галстук, возбуждающий удивление,
осьмой — усы, повергающие в
изумление“. ”Не только кто имеет двадцать пять лет от
роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук...“
(”Невский проспект“)» (Этюды о стиле Гоголя
// Виноградов. Избр.
тр.: Поэтика русск. лит-ры,
с. 279—280).— М.
Л.
|