Сочеловек.
Характерно [...] слово сочеловек (ср. у Шиллера
Mitmensch), не отмеченное ни в словарях Академии Российской,
ни в словаре 1847 года. Оно типично для словаря масонов.
Например, в письме И. В. Лопухина к А.
М. Кутузову (от 28 ноября 1790 г.): «Привыкнув все
делать, только имея в виду рубли, чины, ленты или из страха,
не могут поверить, чтобы были люди, желающие бескорыстно
удовлетворять должностям христианина, верного подданного, сына
отечества и сочеловека» (Барсков Я. Л. Переписка
московских масонов ХVIII-го века, с. 46).
В «Разных отрывках»
Карамзина: «Есть ли бы я был старшим братом всех братьев
сочеловеков моих и есть ли бы они послушались старшего
брата своего, то я созвал бы их всех в одно место, на
какой-нибудь большой равнине, которая найдется, может быть, в
новейшем свете».
Слово
сочеловек
встречается также и в первой части карамзинского «Московского
журнала», в таком «анекдоте из иностранных журналов»: «Один
автор, сочинивший трактат о соловьях, говорит в предисловии:
”Двадцать лет неутомимо работал я над сим сочинением.
Глубокомысленные мудрецы утверждали всегда, что самое
сладчайшее удовольствие, какое душа человеческая может только
вкушать в сем мире, состоит в уверении, что мы оказали целому
роду человеческому полезные услуги. Желание иметь сие
удовольствие должно быть по справедливости главным нашим
желанием. Тот, кто сего не думает, и не устремляет всех сил
своих к устроению блага человеческого рода, конечно не знает,
что он не столько для себя, сколько для сочеловеков
своих получил дарования свыше. Сие размышление заставило меня
написать предлагаемый трактат о соловьях, который должен
споспешествовать общему счастию разумных сотварей моих“»
(Моск. журнал, 1791, ч. 1, с. 206).
В «Письмах русского
путешественника»: «Давно уже замечено, что общее бедствие
соединяет людей теснейшим союзом. Таким образом, и жиды,
гонимые роком, и угнетенные своими сочеловеками,
находятся друг с другом в теснейшей связи, нежели мы,
торжествующие христиане» (Карамзин, 1820, 3, с. 7). Ср.
также у Радищева в «Беседе о том, что есть сын отечества» —
при изображении того, кто не может быть назван сыном
отечества: «который с хладнокровием готов отъять у
злосчастнейших соотечественников своих и последние крохи,
поддерживающие унылую и томную их жизнь; ограбить, расхитить
их пылинки собственности; который восхищается радостию, ежели
открывается ему случай к новому приобретению; пусть то
заплачено будет реками крови собратий его, пусть то лишит
последнего убежища и пропитания подобных ему
сочеловеков, пусть они умирают с голоду, стужи, зноя;
пусть рыдают, пусть умерщвляют чад своих в отчаянии, пусть они
отваживают жизнь свою на тысячи смертей; все сие не поколеблет
его сердце; все сие для него не значит ничего» (Радищев
А. Н. Избр. философские соч., М., 1949,
с. 264).
(Виноградов. Проблема авторства,
с. 299—300).
|