СКИТАЛЕЦ, СКИТАТЬСЯ
Изучение морфологического состава слов, сравнение их ко
нструктивных элементов с живыми
словообразовательными моделями разных эпох и разных диалектов нередко
проливает яркий свет на историю лексики. Например, слово скиталец
представляет собою не вполне обычное образование с суффиксом -лец,
от глагольной основы скита- при глаголе скитаться. Как
норма, производные существительные этого типа в литературном языке
образуются от невозвратных глаголов, т. е. от глаголов без аффикса
-ся: сиделец, владелец, кормилец,
давалец, страдалец, постоялец, пришелец,
погорелец; ср. жилец, др.-русск.
полужилец.
Правда, в народных говорах изредка встречаются образования типа
осталец `крестьянин, не вышедший на
работу по наряду' (сл. Бурнашев, Опыт терм. сл., 2, с. 26). Но слово
скиталец (женск. скиталица) и ныне воспринимается нами как
слово высокого книжного стиля. Таким оно было уже с конца XVIII — начала
XIX в. (ср. сл. 1847 г.). Между тем образования скиталец,
скитальческий не указаны в языке древнерусской письменности XI — XV
вв. Вся совокупность морфологических и лексических фактов говорит о том,
что слово скиталец является искусственным литературно-книжным
образованием довольно позднего происхождения, во всяком случае не раньше
XVI в.
Необходимо заметить, что слово
скитаться, не находящее себе
параллелей в западнославянских языках и не свойственное белорусскому языку
(Преображенский, 2, с. 299), по-видимому, проникло в русский язык из
старославянского языка. Украинское скитатися едва ли не русизм. Во
всяком случае народным русским говорам глагол скитаться чужд. Не
случайно, что в южнославянских языках — словенском, сербском и болгарском
— широко распространены родственные слова с теми же значениями:
`странствовать, вести бродячий образ жизни, бродить, бродяжничать' (болг.
скитам се, сербск. скитати се, скитач — `бродяга'; скита — `скитание,
бродяжничество' и под.). Показательно также, что глагол скитатися в
значениях `странствовать, путешествовать, бродить' засвидетельствован в
древнейших памятниках русской письменности, восходящих к юго-славянским
оригиналам. Например, в Сборнике 1076 г.: въвед [и] скытаюштааго
с#по
оулицамъ въ домъ свои (л. 20); ср. в Житии Стефана Пермского: оставилъ еси
свое си стадо
заблужатис#
и
скытатис#
по горамъ (Срезневский, 3, с. 402). Книжная окраска была свойственна
глаголу скитаться в языке XVII — XVIII вв.; сохраняется она и
теперь. Есть основания думать, что и слово скиталец первоначально
тоже носило на себе отпечаток церковно-книжного стиля. В воспоминаниях
С. И. Сычугова, воспроизводящих быт бурсы 40—50-х гг. XIX в.: «с
давних пор существовал в училище обычай на время убегать из него на волю,
когда училищный режим придется невмоготу; беглецов называли у нас
скитальцами» (Сычугов, с. 115).
Заметка ранее не публиковалась. Печатается
по сохранившейся рукописи (2 листка). — И. У.
|