Шпиц. Слово шпиц в
сочетании шпиц церкви широко распространилось в разных
стилях прозаической литературной речи не раньше 20—30-х годов
XIX века.
В «Словаре к сочинениям и переводам
Д.
И. Фонвизина», составленном К. Петровым, отмечено
слово шпиц в таком контексте: «Берега подаются в море,
чрез что шпиц составляется» (Геройская добродетель и
жизнь Сира). К. Петров ставит вопрос, не употреблено ли
здесь слово шпиц в значении `мыс' (с. 635).
В эпиграмме,
которая приписывается Пушкину и обычно помещается в собрании
его сочинений, — «Двум Александрам Павловичам»:
Но, что, найду ль довольно
сил
Сравненье кончить
шпицем?
Тот в кухне нос переломил,
А тот под
Австерлицем.
(См. Пушкин
А. С. Собрание сочинений. М., 1959, 1,
с. 216).
Здесь шпиц
выступает в значении французского aiguille, нем.
Spitze.
В
«Русско-французском словаре... или этимологическом лексиконе
русского языка» (1836, 2) помещена такая статья: «Шпица
(all. Spitze), и Шпиц Sm. aiguille, fléche, point d'une
tour; chien loup» (с. 1585). Здесь явно смешаны два
омонима: шпица и шпиц (нем. Spitze) —
`остроконечие, остроконечная верхушка' и шпиц (нем.
Spitz) — `лохматая комнатная собака'.
Изучение употребления слова
шпиц в русском литературном языке XVIII и начала XIX
веков приводит к выводу, что в значении остроконечного верха,
шпиля, оно стало употребляться в русском языке с первых
десятилетий XVIII века, сначала как архитектурный термин.
Выражения шпиц колокольни, шпиц церкви начали
проникать с 20-х годов XIX века в разные стили прозы и
разговорной речи.
В стихотворную речь выражение
шпиц церкви перешло едва
ли ранее 40-х годов XIX века.
Вот несколько иллюстраций.
«В6 день Декабря
свадьба была Матвея Алсуфьева; и с высокаго шпица
пущали ракеты...» (Походный журнал 1695...1726 года. СПб.,
1853—1855, с. 411); «10-го, и от того и шпиц на
колокольне и весь клок шпиль сгорел...» (там же, с. 10);
«Апреля с 29 на 30 число, по полуночи в первом часу, начался
дождь с громом, и от молнии, в третьем часу по полуночи,
зажгло Петропавловский шпиц, который горел с час и
свалился...» (Записки Василия Александровича Нащокина. СПб.,
1842, с. 154); «С горы Ригиной мы видели три шпица
сего города» (Архив братьев Тургеневых, СПб., 1911,
вып. 1, т. 1, с. 135); «Взглянем еще на Кремль,
которого золотые куполы и шпицы колоколен ярко отражают
блистание зари вечерней» (Батюшков К. Н. Прогулка по
Москве // Собр. соч., СПб., 1885, 2, с. 22); «Инде
раздавленные временем стены висели над Нарвою, и над
шпицами башен и церквей готических расширял крылья свои
мрак ночи» (Марлинский А. А. Поездка в Ревель // Полн.
собр. соч. СПб., 1838, ч. 6, с. 23); «Наконец, одно
к одному, выставилась шпага, походившая на шпиц,
торчавший в воздухе» (Гоголь Н. В. Повесть о том, как
поссорился...// Собр. соч. 1952, 2, с. 199); «Обложенный
город, казалось, уснул: шпицы, и кровли, и стены его
тихо вспыхивали отблесками отдаленных пожарищ» (Гоголь
Н. В. Тарас Бульба // Там же, с. 316); «Там
шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят
эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть,
прикосновения, — словом, Семирамида, судырь, да и полно»
(Гоголь Н. В. Мертвые души //Собр. соч. М., 1953,
т. 5, с. 208); «По Бронницкой дороге, верст за 50 от
Москвы, стал виднеться шпиц церкви села Тихвинского.
Небольшая деревенька и бедная.» (Герцен А. И. Записки
А. Л. Витберга. М., 1954, с. 443).; «Рабочие,
участвовавшие при построении собора, затруднялись поднять
крест на колокольню; недоразумение состояло в том, каким
образом подняться по шпицу, имеющему вверху
пространства две четверти ширины.» (Решетников Ф.
М. Глумовы, 2 (1, 97); «Мимо глаз его пронесся огромный,
неохватимый взором город ... с своими шпицами,
горделиво врезывающимися в самые облака.» (Салтыков-Щедрин
М. Е. Невинные рассказы, с. 513).
(Виноградов. Проблема авторства,
с. 97—98).
|