![]() |
![]() |
В. В. Виноградов. История слов. Часть |
СЕНИ. СЕНЬ. ОСЕНИТЬ
Ф. И. Буслаев в «Исторической
грамматике русского языка. Синтаксис» т. 2 (М., 1869, с. 10) писал:
«...одно и то же слово в различные времена, или по различным н аречиям
одного и того же языка, имеет различные значения: так слово с Акад. В. М. Истрин отметил слово с Старославянское слово с Таким образом, в этом конкретном значении,
слово с В дальнейшей истории русского литературного
языка значение `тень' и примыкающие к нему отвлеченно-переносные
значения слова с Понятно, что прямое конкретное значение
— навеса, сооруж ения, дающего тень, а далее: постройки,
домашнего крова — перешло к омониму, широко известному и в восточнославянской
речи и употреблявшемуся преимущественно в формах множ. числа, к слову с Любопытна судьба производного от слова
с Глагол осенить приблизительно с той же серией значений дожил до конца XVII — начала XVIII в., затем он перешел в высокий славенский штиль русского литературного языка середины XVIII в., сохранив и тут свои основные значения. Он лишь утратил или ограничил чисто культовое, мистическое значение божественного покровительства, защиты в образе облака, тумана, тени. Во всяком случае, в словарях Академии Российской различ аются лишь два основных значения этого слова: «I) В Слав.: отбрасывая от себя тень, защищать от зноя солнечного; 2) В обыкновенном наречии значит относительно к священным особам: ограждать, благословлять, делая рукою или свещами знамение креста. Архиереи во время служения осеняют свещами. Осенить крестом» (сл. АР 1822, 4, с. 459). Те же значения как живые регистрируются и словарем 1847 г. При этом основное значение описывается так: «Покрывать т енью. Деревья осеняют нас ветвями» (сл. 1847, 3, с. 93). Однако эту картину никак нельзя назвать полной. Она не вполне соответствует живой действительности. В словарях не нашло отражений индивидуальное поэтическое словоупотребл ение второй половины XVIII и начала XIX в. На основе старого религиозно-мистического значения — `оградить, защитить неожиданным чудесным появлением' — вокруг слова осенить — осенять складывается новая фразеология: силу божию здесь заменяет поэтическое озарение, мысль, догадка, вдохновение. Представление о защите в образе облака, тумана, тени сменяется представлением о внезапном чудесном озарении. Общая светлая поэтическая окраска слова осенить содействовала разветвлению оттенков и основного значения — `покрыть тенью'. Вокруг этого значения группируются разнообразные фразеологические контексты. Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (9 листков разного формата без нумерации), озаглавленная «Осенить», и машинопись (3 стр.). В архиве сохранилась также выписка: «З) перен., чего — `то, что дает защиту, покров, кров, что является убежищем, проютом, домом': ...под сению кулис Младые дни мои неслись (Пушкин, Евгений Онегин); В последний раз в сени уединенья354 Моим стихам внимает наш пенат. В «Полтаве»: Соблазном постланное ложе Ты отчей сени предпочла. 4) `покровительство, защита': Таитесь вы под сению закона (Лермонтов, На смерть поэта); а также не вошедший в статью абзац, написанный на отдельном листке: «К 40-м годам слово сень, за пределами отдельных фразеологических сочетаний, становится малоупотребительным и в поэтической речи. Поэтому в академическом ”Словаре церковнославянского и рус. языка“ 1847 г. оно квалифицируется как слово церковное». — Е. X. 354 В полн. собр. соч. А. С. Пушкина в 16-ти томах представлен другой вариант этой строки: В последний раз в тиши уединенья... — Ред. |