С очей на
очи. Профессор В. И. Веретенников в своем
исследовании «История тайной канцелярии Петровского времени»
(Харьков, 1910) выражение «с очей на очи», относящееся
к допросу и свойственное приказно-деловой речи
XVI—XVII века, истолковал в смысле: `наедине'. Отсюда он
заключил, что ведение политических следствий по «слову и делу»
уже в XVII веке облекалось особой тайной. Между тем выражение
«с очей на очи» указывает на очную ставку. В этом
именно значении оно употребляется, между прочим, в «Уложении»
царя Алексея Михайловича (2 гл., 16 ст.: «того, на кого тот
извет будет, сыскати и поставити с изветчиком с очей на
очи») (см. Зап. Имп. Харьковского ун-та. 1914, кн. 1,
с. 79—80). Ср. также в Домострое: «поставя с очей на
очи». Ср. в диссертации С. Г. Вилинского
«Послания старца Артемия» (XVI в.): «Артемий был спрошен
по поводу оговора его Башкиным. Башкин на соборе, «став с ним
с очей на очи», уличал его во всем том, в чем оговорил»
(Зап. Имп. Новороссийского ун-та, Одесса, 1907, т. 106,
с. 131—132). «Нектарий писал и говорил ”с очей на
очи на того же Артемья многия богохульныя и иныя
еретические вины“» (там же, с. 134).
(Виноградов. О
языке худож. литературы, с. 219—220).
|