ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. У И. В.
Киреевского в статье «Девятнадцатый век» (1830) читаем: «От самого падения
Римской империи до наших времен просвещение Европы представляется нам в
постепенном развитии и в беспрерывной последовательности» (т. 1, с.
75); «...с тех самых пор, с которых начинаются самые первые воспоминания
истории, видим мы неразрывную связь и постепенный, последовательный
ход в жизни человеческого ума» (там же, с. 82).
«Нет, не сожалею; но я во всем люблю
последовательность. ”Вот как“, подумал
я: ”какие слова употребляет“» (Тургенев. Записки охотника. Гамлет
Щигровского уезда). У Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных
скитальчествах»: «Макс Штирнер... довел до крайнейшей, безумной
Последовательности мысль об абсолютных правах человеческого
Я да и сел в сумасшедший дом...» (с. 116). В статье Ап. Григорьева
«Моя исповедь»: «...диалектика увлекла меня в дерзкую
последовательность мысли». Ср. тут же: «проводить
последовательно свои мысли» (там же, с. 200 и 211). В статье П. Д.
Боборыкина «А. А. Григорьев»: «Натура и разные умственные влияния не
позволили ему доработаться в своей критической карьере до цельности
мировоззрения, до органической полноты и последовательности,
употребляя его любимый термин» (Санкт-Петербургские ведомости, 1877, №
41).
Сохранившаяся в архиве рукопись-выписка на
трех листках разного формата ранее не публиковалась. Она содержит ряд
цитат из сочинений русских классиков, выписанных в разное время и
расположенных в хронологическом порядке.
Здесь печатается по рукописи с внесением нескольких необходимых
уточнений.
В. В. Виноградов касался слов
последовательный и
последовательность, говоря об иноязычном влиянии на формирование
лексики литературного языка: «...в литературном обиходе укрепляются кальки
с немецкого языка для выражения отвлеченных общественно-философских
понятий: образование — Bildung; мировоззрение —
Weltanschauung (ср. у Аполлона Григорьева: ”Важное дело в поэте то, для
чего у немцев существует общепонятный и общеупотребительный термин —
Weltanschauung и что у нас, tant bien que mal, переводится
”миросозерцание“): целостность Ganzheit; односторонний
— einseitig; состоять — bestehen; предполагать —
voraussetzen; призвание — Beruf; исключительный —
ausschliesslich; целесообразный — zweckmäßig, последовательность
— Folgerichtigeit; многочисленные составные слова, первой частью
которых является само: например, саморазвитие —
Selbstentwicklung; самоопределение — Selbstbestimmung и т. п.»
(Очерки, с. 335—336).
См. также в статье «Основные этапы истории русского языка»: «Большое
значение для формирования публицистического языка имела работа над ф
илософской терминологией в кругах русской
интеллигенции, увлекавшейся философией Шеллинга и Гегеля (ср.
возникновение в 20—40-х годах таких слов и терминов, представляющих собою
кальки соответствующих немецких выражений: проявление,
образование, односторонний, мировоззрение,
целостность, последовательный, последовательность,
обособление, целесообразный, самоопределение и др.)»
(Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 57). — В.
П.
|