Пароксизм. Против
присвоения «Письма» Чупрынского творчеству Пушкина говорит
[...] применение [...] слов, несвойственных языку Пушкина.
Таково расширенное употребление медицинского термина того
времени — пароксизм. В письме Калиника Чупрынского
читаем о Гаркуше: «Гайдамак сей обирал богатых и наделял
бедных. Вся жизнь его была, так сказать, переменными
пароксизмами презрения и сострадания, ненависти и любви
к человечеству. Посему-то Байский и выбрал его предпочтительно
другим многочисленным Атаманам Гайдамаков, когда-то
опустошавших Малороссию» (Литературная газета, № 7,
с. 56). Слово пароксизм в сочинениях Пушкина не
зарегистрировано. Любопытно, что слово пароксизм
встречается в языке статей Вяземского, напечатанных в
«Литературной газете» за 1830 год, например, в статье «О
московских журналах» (Литературная газета, № 8, с. 60):
«Наши журналы живущи. Посмотреть на иной: в чем душа держится?
Целый год чахнет, чахнет и только тогда, в пароксизмах
какого-то воспаления, обнаруживаются в нем признаки судорожной
силы. Думаешь, с концом года угаснет и он. Не тут-то было! К
новому году газетное объявление извещает нас: жив-жив
Курилка».
В «Новом словотолкователе» Яновского (ч. 3, 1806,
с. 230) слово
«пароксизм»
рассматривается только как «речение медицинское». Его значение
определяется так: «Подступ, приход, обрат, возобновление,
удвоение болезни преждебывшей с сильнейшим иногда первого
действием». Далее следует историко-энциклопедическое
пояснение: «Вопрос о пароксизмах, или возобновлениях
болезней, занимал ученых врачей весьма долгое время. Цель
споров их была та, чтобы определить причину таковых
возвращений: решение сей задачи было полезно; но какая
трудность не предстояла к достижению сего намерения?.. Самые
просвещеннейшие врачи нашли ее камнем претыкания».
У Даля слово «пароксизм»
определяется так: «приступ, припадок болезни или //
сильной страсти. Пароксизм лихорадки у него
через день. Он в пароксизме исступления» (3,
с. 19).
Употребление слова
пароксизм как медицинского
термина было широко распространено в литературном и бытовом
обиходе русского образованного общества конца XVIII века и
первых десятилетий XIX века. Вот несколько иллюстраций.
«Она (больная икотой. — В.
В.) была в здравом уме; в самом пароксизме
разговаривала без помешательства; но не могла удержать горла
своего от невольной икоты, которая столь была громка, что
заставляла выходить из избы в поле» (Лепехин, 1781, 4,
с. 96); «...Были у него (у Н. Н. Раевского. — В.
В.) два лихорадочные пароксизма; второй так
был силен, что генерал кричал: ”Я с ума сойду“...» (Записка о
предсмертной болезни Н. Н. Раевского // Архив Раевских, СПб.,
1912, 4, с. 206); «Сделай милость, мой милый друг, не
огорчайся этим. Это был только минутный пароксизм»
(Архив бр. Тургеневых, 2, с. 18); «В комнату я воротился
в пароксизме сильной лихорадки» (Белинский, Письма,
1914, 3, с. 153); «Прикажу, и она... отдаст руку тому,
кто один может составить ее счастье. Не так ли, Никласзон? —
Секретарь... не замедлил согласиться, что все это было и будет
пустячками, что первый сердечный пароксизм хотя и
силен, но пройдет» (Лажечников. Последний Новик // Собр. соч.,
1858, 1, с. 22).
Сюда примыкают и случаи переносного употребления
выражения — «пароксизм
лихорадки». Например: у П. А. Вяземского: «Землетрясения, по
нескольку пароксизмов в день, били же, как лихорадка,
Смирну» (Вяземский. Старая записная книжка, 1884, 9,
с. 296); у Н. Полевого: «...нынешнее состояние нашей
литературы... есть последний кризис и пароксизм [курс.
авт.] нашей чужеземной литературной лихорадки» (Полевой Н.
Взгляд на русскую литературу 1838 и 1839 гг. // Сын
отечества, 1840, 1, кн. 4, с. 444).
Есть основания предполагать, что в 20-х годах XIX века
начинают распространяться и
укореняться приемы переносного, отвлеченно-метафорического
употребления слова пароксизм, из которых образуется
потом общее значение — `крайняя точка напряжения, острое
проявление, приступ — чего-нибудь'. Например: «Экономьте,
платите долги, а там, если пароксизм либерализма
пройдет, выбирайте службу и место!» (Письмо Н. М. Карамзина П.
А. Вяземскому. 2 августа 1821 г. // Старина и
новизна, 1, с. 114). «Гнев Липмана дошел до бешенства,
когда он узнал об измене своего племянника. Но — прошел
пароксизм бешенства, и он опять мудрец на злое»
(Лажечников. Ледяной дом // Собр. соч., 1858, 1, с. 88).
«Катерина Рабе в объятиях милой подруги заградила своими
поцелуями крик радости на ее устах. Этот первый
пароксизм дружбы прерван был... необыкновенным криком
под окнами Луизиной спальни» (Лажечников. Последний Новик //
Собр. соч., 1858, 4, с. 215). «Страсть моя, достигнув
крайнего своего предела, разразилась пароксизмом
невероятной силы» (Дружинин А. В. Полинька Сакс. М., 1955,
с. 40). «Не перечтешь несчастий от сущей безделицы, от
того, что иной с высоты своей поленился выслушать внимательно
просителя, другой пугнул его в пароксизме воеводского
нетерпения» (Лажечников. Внучка панцирного боярина // Полн.
собр. соч., 1899, 4, с. 38).
(Виноградов. Проблема авторства,
с. 463—465).
|