В. В. Виноградов. История слов. Часть |
ОБДУТЬ, НАДУТЬ. В «Словаре Академии
Российской» значение слова обдувать — обдуть истолковывается так:
«1) `Дуя вокруг очищать что от пыли'. Обдуть картину. 2) *В
простонародн. употреблении значит: `обманом или игрою лишать кого имения'.
Игроки совсем его обдули» (сл. АР, 4, с. 2; ср. cл. 1867—1868, 3,
с. 13). У Ф. В. Растопчина в «Афишах» (от 9 августа 1812 г.): «Не
бойтесь ничего: нашла туча, да мы ее отдуем; все перемелется, мука будет;
а берегитесь одного: пьяниц, да дураков; они, распустя уши, шатаются, да и
другим в уши в расплох надувают»8. Ср. в комической брошюре М. Т.
Кульчицкого «Некоторые великие и полезные истины об игре в преферанс,
заимствованные из разных древних и новейших писателей, и приведенные в
систему кандидатом философии П. Ремизовым» (СПб., 1843): «Из терминов,
употребляемых в Преферансе, только один с самых древнейших времен и до
наших сохранился неизменяемым: это глагол — обдувать или
надувать. По разысканиям новейших ученых видно, что в Греции самым
почетным лицам давались, например, такие прозвания: Надувало,
Продувная бестия, и прч.» (Русск. старина, 1908, апрель, с.
209).
Значение обмана, вреда, связанное с глаголами надувать, обдувать, складывалось в народной среде под влиянием суеверных представлений о колдовстве. На близком расстоянии порча, по поверьям народа, передавалась через простое дуновение. «В 1676 г. добренская женка Аринка, желая ”испортить“ попадью, обратилась к помощи своей свекрови; последняя научила ее: ”как де попадья пойдет из хором, и ты де пойди ей встречу и молви ей тихонько приговор, и дунь на нее, и ее де отшибет обморок“»9. Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись на четырех ненумерованных листках ра зного формата и перепечатанный с нее машинописный текст в трех экземплярах. Печатается по рукописи. — Е. X. 9 Черепнин Л. В. Из истории древнерусского колдовства XVII в.// Этнография. 1929, № 2. С. 96; Но-вомбергский Н. Я. Колдовство в Московской Руси XVII стл., 1906. С. 102. |