Этимология и история слов русского языка    
В. В. Виноградов. История слов. Часть
НАБОЖНЫЙ, НАБОЖНОСТЬ

Слово набожный (как и производное от него набожность) по своему морфологическому строю выделяется из ряда русских слов, имеющих в своем составе основу бог- / бож- (ср. безбожный, убогий). Обращает на себя внимание и его акцентовка (на приставке; ср. чеш. nábožnost, ср. народное набога) (об ударении см.: R. Nachtigall, с. 12, 97, 125, 136, 156 (Wörterverzeichnis), с. 280). Слово набожный находит себе яркие параллели в западнославянских языках — в чешском и польском, например, очень богато соответствующее гнездо слов в польском языке: nabożeństwo `богослужение', `набожность'; nabożnica `лицемерка'; nabożnieć `делаться пустосвятом'; nabożnik `ханжа', `пустосвят'; nabożnictwo `ханжество', `пустосвятство'; nabożny `набожный', `благочестивый', `благоговейный'; nabożność `набожность', `благоговение'.

Чешские nabożný, nabożnost как будто ближе к русским. Любопытно, что и хорватское nabožan, nabožnost явилось, по-видимому, под влиянием чешского языка210.

Однако перенос ударения — при предположении русского заимствования этих слов из польского языка — мог произойти на русской почве (под влиянием набога).

Акад. А. С. Орлов, отметив употребление слова набожность в «Тилемахиде» В. К.  Тредиаковского, поставил его в связь с польским влиянием (польск. nabozność)211.

Слова набожность, набожный, несмотря на их смысловую связь с религиозным культом, его мифологией и идеологией, не отмечены в языке средневековой письменности212. Они появились в русском литературном языке не ранее конца XVII в.

В «Истории о ПетреI» кн. Б. И. Куракина (начало XVIII в.): «...князь Петръ Ивановичь Прозоровской... былъ человкъ набожной и справедливой...»; «Прозоровской... вдалъ Денежной дворъ, и управлялъ со всякою врностiю и безъ мздоимства, понеже былъ человкъ набожной, которой до своей смерти былъ содержанъ честно и такъ скончалъ свою жизнь» («Гистория о Петре I и ближних к нему людях» //  Русск. старина, 1890, октябрь, с. 244 и 248). Ср. в той же работе: «Данило Тимофевичъ Долгорукой ... мужикъ старой и набожной и препростой...» (там же, с. 255).

Значение слов набожный, набожность не подверглось существенным изменениям на протяжении двух с половиной веков. Набожный у верующих: `богомольный, тщательно исполняющий все предписания религии'; набожность: `благочестие, тщательное выполнение требований веры, культа'.

Ср. у Крылова в «Кот и повар»:

...Он набожных был правил

И в этот день по куме тризну правил...

Статья опубликована в сборнике «Этимология» 1965 (М., 1967) в серии статей об истории слов закал, закалить (закаленный), перелистыватьперелистать; сосредоточенный, сосредоточенность; стрюцкий под общим названием «Историко-этимологические заметки. III». Имеется только оттиск работы, ни рукописи, ни машинописи не сохранилось. Здесь печатается по опубликованному тексту с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. — Е. К.

210 См.: Prof. T. Maretić. Ruske i češke riječi u kniževnom hrvatskom jeziku. Zagreb, 1892. С. 33.

211 Орлов А. С. «Тилемахида» В. К. Тредиаковского//  Сб. «XVIII век», т. 1. М.; Л., 1935. С. 53.

212 См.: Срезневский, 2, с. 266. Здесь указано лишь неясное по значению набоженка из «Вопрошаний Кирика».