Мироздание. [...] слово
мироздание не включено ни в один толковый словарь
русского литературного языка до словаря 1847 г. Но и в
Академическом словаре 1847 года слово мироздание
определяется не непосредственно, а путем сопоставления со
словом миросоздание (ср. миросотворение). Здесь
находим такой ряд слов, не включенных в словари Академии
российской (а следовательно, и в «Общий
церковно-славяно-российский лексикон» П. Соколова 1834 года):
Мироздание, я, ср. То же, что
миросоздание. Мирозданный, ая, ое, пр. `Относящийся к
мирозданию'. Мирозиждитель, -я, с. м. `Творец мира;
Бог'. Мирозиждительный, ая, ое, пр. `Относящийся к
мирозиждителю'. «И убо на конец летом, якоже рече Писание,
соприсносущное и сопрестолное и мирозиждительное,
безлетно воссиявшее от бога, бог от отца, сын и слово божие
(Дополн. к Акт. Истор. II, 186)». Миросоздание, я, ср.
`Создание, сотворение мира'. Миросотворение, я, с. ср.
То же, что миросоздание (cл. 1847 г., 2,
с. 308). Отсюда ясно, что в словаре 1847 года слова —
мироздание, миросоздание и миросотворение
рассматриваются как синонимы. Естественно, возникает
предположение, что слово мироздание обозначало самый
процесс сотворения мира и относилось к области терминов
религиозно-мифологического содержания (ср. в «Материалах» И.
И. Срезневского: миротворьць — `творец мира': 2,
с. 147; в «Лексиконе» Ф. Поликарпова (1704):
миротворение, миротворитель).
Между тем слово мироздание
— новообразование конца XVIII и начала XIX века. Есть все
основания утверждать, что оно создано масонами (ср. немецкое
Weltgebäude).
Например, в стихотворении Карамзина «Поэзия» (Моск. журн.,
1792, ч. 7) — об Орфее:
Он пел нам красоту натуры,
мирозданья.
В статье «Прогулка» (Детское чтение для сердца и разума,
ч. 18, 1789): «Они (человеки, т. е. люди —
В. В.) погружаются часто в
произвольном невежестве, слишком много занимаются горстию
земли, на которой живут, не рассматривая прилежно прекрасного
мироздания» (171). «Ты даровал мне способность
чувствовать и рассуждать — чувствовать и свое и твое бытие,
рассуждать о тебе и себе самом, — рассуждать о свойствах твоих
и моем назначении по видимому мирозданию» (172).
Слово Weltgebäude
встречается в письмах Карамзина Лафатеру: «Es wäre doch
besser, glaube ich, das große Weltgebäude, so wie es
vor unsern Augen da ist, zu betrachten, und zu sehen — so weit
unsere Blicke reichen könnten — wie da alles zugehet, als
nachzudenken, wie da alles zugehen könnte; und das letzte ist
doch oft der Fall bei unsern Philosophen...» («Я думаю, что
было бы лучше наблюдать великое мироздание, как
оно есть, и, насколько это доступно нашему глазу,
всматриваться, как все там происходит, нежели задумываться о
том, как все могло бы там происходить, а это часто случается с
нашими философами...» (Переписка Карамзина с Лафатером
// Сб. ОРЯС, 54, 1893, № 15, с. 40—41).
В «Вестнике Европы» (1803, ч. 12, № 23—24, с. 208)
напечатано «Письмо к издателю»,
принадлежащее едва ли не самому Карамзину. Здесь напечатано:
«Вы помните, может быть, что маркиза Дюшатле, в прекрасный
майский вечер гуляя по саду с Вольтером, хвалила огромное
мироздание и сказала, что оно стоило бы поэмы. —
”Поэмы!“ — ответил Вольтер: — ”нет, это слишком трудно, а
можно написать четыре стиха“».
(Виноградов. Проблема авторства,
с. 302—303).
К слову мироздание В. В.
Виноградов обращается в статье «Семнадцатитомный академический
словарь современного русского литературного языка и его
значение для советского языкознания» (Вопросы
языкознания. 1966, № 6, с. 17): «Вместе с тем, что
может раскрыть в исторической судьбе слова мироздание,
появившегося в языке масонской литературы последних
десятилетий XVIII в. и встречающегося у Карамзина, указание на
то, что оно впервые зарегистрировано в академическом словаре
русского и церковнославянского языка 1847 г. (см. т. 6,
с. 1047)»?
В архиве В. В. Виноградова сохранилась цитата Г. Р. Державина
из стихотворения «Гимн солнцу»
(2, 266, 9): «Круг мироздания крепить». — Л.
А.
|