Кривляние, кривляться. В
письме [Н. М. Карамзина. — Л. А.] к другу о сельском
празднике и свадьбе есть косвенное обращение к некоему Л*: «Я
не намерен писать трактата о пляске, но могу сообщить
любезному Л* некоторые идеи касательно его предмета, в
надежде, что он употребит их в сочиненной им глубокомысленной
истории кривляний рода человеческого...» У Карамзина в
«Письмах русского путешественника» под Л* всегда разумеется
известный немецкий поэт Якоб Ленц, трагически окончивший свою
бурную жизнь в Москве в 1792 году. Если статья «Сельский
праздник и свадьба» принадлежит Карамзину, то и здесь следует
Л* расшифровать как Ленц. Известно, что друг Карамзина А. А.
Петров (предполагаемый адресат письма из деревни) был в очень
близких, тесных отношениях с Ленцем (ср., например, Неизданные
отрывки из писем А. А. Петрова к Н. М. Карамзину // Русск.
архив, 1866, с. 1760—1761). Сам Карамзин восторженно
отзывался о «пиитических идеях» психически больного Ленца: «в
самом сумасшествии он удивлял нас иногда своими пиитическими
идеями» (Письма русского путешественника // Карамзин, Соч.,
1848, т. 2, с. 10). Многочисленные, написанные в
Москве проекты и сочинения Ленца мало исследованы (см.:
Розанов М. Н. Поэт периода «буйных стремлений»: Якоб Ленц, его
жизнь и произведения. М., 1901, с. 471). Однако
несомненно (это можно судить и по переписке Карамзина с
Лафатером, и по письму Лафатера к самому Ленцу), что Ленц и в
Москве занимался физиономическими наблюдениями и свои
«силуэты» отсылал даже Лафатеру (там же, с. 483—484).
Никаких сведений о сочиненной Ленцем истории кривляний рода
человеческого до нас не дошло. Слово — кривляние в
русском литературном языке конца XVIII века имело два
значения: 1) ужимки, склонность к странным и смешным
телодвижениям, ломанье; 2) гримаса. В «Словаре Академии
Российской» слово кривляние объясняется как: `действие
кривляющегося', а глагол кривляться истолковывается
так: «Гнуться, ломаться; делать кривлянием разные ужимки,
кривить члены. Странно на него смотреть, как
кривляется» (сл. АР 1814, ч. 3,
с. 408).
(Виноградов. Проблема авторства,
с. 349).
|