КЛУБНИЧКА. Гоголь в «Мертвых душах»
пускает в оборот новое значение слова клубничка: `что-нибудь
скабрезное, эротическое, нескромное'. Это выражение приписано поручику
Кувшинникову, который «простых баб не пропустил. Это он называет
попользоваться на счет клубнички». Понятно, что слово
клубничка в этом употреблении приобретает отпечаток едкой,
презрительной, хотя и несколько грубоватой иронии. Новое словоупотребление
подхватывается всеми писателями гоголевской школы. Оно свойственно
Григоровичу, Тургеневу, Достоевскому, Салтыкову-Щедрину и другим. Понятно,
что то же значение передается и слову клубника. Например, у
Салтыкова-Щедрина в статье: «Новаторы особого рода. ”Жертва вечерняя“ П.
Боборыкина (1868)»: «...клубника во всех видах и формах, как
отдохновение от подвигов по части необузданности» (Салтыков-Щедрин 1937,
8, с. 71). На основе этого нового значения слова клубничка
возникают новые слова: клубничник `любитель клубнички'. Например, у
Достоевского в «Записках из подполья»: «Ненавижу клубничку и
клубничников. И особенно клубничников» (Достоевский, 1956,
4, с. 197).
У Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача»: «Молодая раба, довольно
крас
ивая собою, чуть было не попавшая в руки
какого-то московского клубничника, вышла благополучно замуж без
всяких документов» (Пирогов Н., с. 471). У Тургенева в «Дыме» (в речи
Потугина): «Десять французов сойдется, беседа неизбежно коснется
”клубнички“, как они там ни виляй...».
Клубницизм: у Салтыкова-Щедрина в
рецензии на новые стихотворения А. Майкова (1864): «мы были бы не правы,
не отдавши поэтам-художникам должной справедливости. Как ни лимфатична
была их ”грусть“, как ни незначительна была ее доля в той общей массе
всякого рода воинственно-увеселительно-полового клубницизма,
составлявшего главное содержание их песнопений, все-таки эта грусть о
чем-то напоминала, все-таки она была отблеском (хотя и очень слабым) той
действительной грусти, которая росла и растет, невидимая даже сквозь щели»
(Русск. писатели о лит-ре, 2, с. 253).
В рецензии Салтыкова-Щедрина на повести В. П. Авенариуса «Современная
идиллия» и «Поветрие»: «
Клубницизм новейшего времени взрастил
два цветка на своей почве: гг. Стебницкого [Н. Лескова] и Авенариуса» (там
же, с. 259).
Клубницист: «нет того страдающего
разжижением спинного мозга эстетика-клубнициста, которого
изображение можно было бы счесть излишним» (Салтыков-Щедрин. Новаторы
особого рода, 1868 — там же, с. 262).
Клубничный: «В их
[поэтов-художников] чистеньких манерцах в их клубничных помыслах
есть нечто такое, что по плечу досужеству» (Салтыков-Щедрин, рец. на новые
стихотворения А. Майкова, 1864 — там же, с. 254). «...в ключе была сделана
микроскопическая картинка клубничного свойства» (Успенский Г. И.
Столичная беднота).
В «Записках бурсака» С. И. Сычугова: «От нее (песни) попах
ивает, правда, клубничкой, но ведь, не
правда ли, что песенка очень не дурна: французская игривость и веселость
так и бьет ключом... Можно, конечно, читать ее друзьям и знакомым; только
я не советовал бы читать ее молодым старичкам, у которых от
клубничного запаха слюнки текут и глаза маслятся» (с.
343—344).
Публикуется впервые как композиция из
фрагментов текста, сохранившегося на 5 листках ветхой бумаги (написано в
разное время). — М. Л.
|