ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ
Святые — это иконы в древнерусском
обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении `образа,
иконы' встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о
семи богатырях»:
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под
святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
.
У Льва Толстого в народных рассказах («Солдаткино житье»): [Бабушка]
«обмыла мальчика, надела чистую рубашечку, по
дпоясала и положила под святые».
Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор
употребительно в языке народной словесности и в областных
говорах.
На этом фоне легко объясняется фразеологизм
хоть святых (вон) неси
(выноси, уноси) и т. п. В академическом словаре применение
этого выражения характеризуется слишком широко: «о чем-либо непристойном,
безобразном» (БАС, 13, с. 469).
В словаре Даля под словом
святой есть такое сообщение: Такой
содом, что хоть святых вон неси, `образа,
иконы'. Наменял святых (cл. Даля 1909, 4, с. 94). Здесь
указывается общий смысл фразеологического оборота и намечается общий
экспрессивный контекст его употребления.
Синтаксические контексты применения этого фразеологизма в общем одноти
пны:
«Уж какую он в последнее время ахинею городил, так
хоть святых вон понеси»
(Салтыков. Невинные рассказы, 12, 9); «Во хмелю Мирон бывал буен.
Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется — святых вон
выноси» (Бунин. Веселый двор).
О поговорке
хоть святых вон уноси как выражении
почтения к иконам писал С. В. Максимов: «...во многих местах завешиваются
иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в
шапке, свистать: все это большой грех. (...) Зато говорят также и надвое
”хоть святых вон выноси“: про тех, которые врут не в меру, ”и
святых выноси и сам уходи“, и про бестолковый гам и крик на миру в
замену обычного ”поднялся содом“: пусть св. иконы не видят греховных
людских развлечений и не слышат свиста пустодома» (Максимов, Крыл. слова,
с. 443—444). Все это очень широко и неопределенно, хотя и не противоречит
смысловому существу поговорки. Суть ее в древнем культовом убеждении, что
почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного,
греховного или присутствия при неприличных событиях.
Для понимания той бытовой древнерусской основы, на кот
орой сложилась древнерусская поговорка
«хоть святых вон выноси» характерны такие замечания голландского
дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К.
фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма
нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт,
они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время
иконы» (Русск. старина, 1893, декабрь, с. 537).
В «”Путешествии по России“ голландца Стрюйса» сообщается: «Москвитянин
от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки,
ни снисходительности: он прин
осит все в жертву своему удовольствию и
стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он
убежден, что за этот грех должно наказывать женщин; поэтому он, прежде чем
лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на
себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если
же не может скрыться (от икон), не находя более удобного места, то не
будет совершать (греха), пока не завесит их. Русский уверен, что эта
предосторожность избавляет его от небесной кары, и ее достаточно, чтобы
избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее» (Русск. архив,
1880, кн. 1, с. 48).
Конечно, эти характеристики и описания русского быта XVI — XVII вв. со
стороны иностранцев-путешественников одност
оронни и содержат много отрицательных
преувеличений. Но для исторической оценки происхождения выражения хоть
святых вон выноси (уноси, неси и т. п.) они дают важный
материал.
Опубликовано вместе со статьями «Зодчий»,
«Поползновение», «Стих нашел», «Отпетый» под общим названием
«Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимология. 1968» (М., 1971). В
архиве есть рукопись на 6 листках небольшого формата (текст написан в
разное время). Сохранилась также машинописная копия заметки с авторской
правкой. Здесь публикуется по оттиску, уточненному по машинописи, с
восстановлением изъятых в публикации 1971 г. трех последних абзацев; в
публикуемый текст внесен также ряд необходимых поправок и уточнений. —
М. Л.
|