Горница, прихожая,
топлюшка. При осмыслении и оценке языка художественного
произведения с точки зрения норм и правил общенародного языка
и его живых «ответвлений» необходимо обратить внимание на то,
что в способах речевого отбора и использования разных средств
общенародного языка представителями разных общественных групп
отражается социальная среда, разные социальные характеры. Н.
Гиляров-Платонов в своих воспоминаниях «Из пережитого» ярко
изобразил процесс роста речевой «цивилизации» в малокультурной
среде, прежде всего, в среде провинциального духовенства, и
связанные с этим процессом изменения социально-речевого стиля.
[...] «Мы умирали от стыда, когда случалось обмолвиться перед
посторонними и сказать о комнатах горница,
боковая, топлюшка. Горница переименовалась в
залу, топлюшка в кухню, даже
прихожая в переднюю. Что было необразованного,
невежливого в горнице или прихожей? Тут
действовал уже слепой пример, потребность приличия, в других
случаях именуемого ”модой“. Но мода сравнивает вчерашнее с
нынешним, а здесь сравниваются не времена, а общественные
слои» (Гиляров-Платонов, с. 150).
(Виноградов В. В. Язык
художественного произведения // Вопросы
языкознания. 1954, № 5, с. 10).
|