ДВОЙНИК
В
разных областных народных и профессиональных
говорах слово двойник, производное от
двойной с помощью суффикса -ик,
широко применяется для обозначения разнообразных
предметов, состоящих из чего-нибудь сдвоенного,
или двойного или содержащих что-нибудь в двойном
размере: дрова двойной длины; нитки или прядка,
ссученные вдвое; сусальное золото, у которого одна
сторона серебряная, а другая — золотая,
передвоенная пашня; двухпудовая гиря для весов;
передвоенный спирт, бочонок вместимостью в два
пуда зерна и т. п. (сл. Грота — Шахматова,
т. 1, вып. 3, с. 975—976).
Ср. у
И. М. Снегирева в сочинении «Лубочные
картинки русского народа в московском мире»: «По
внешности и содержанию, у картинщиков лубочные
эстампы так различаются одни от других: Праздники,
т. е. изображения святых, Конница — конные, и
балагурник, картинки потешные и забавные. По
формату своему, оне бывают листовики,
двойники и четверики» (М., 1861,
с. 28).
В
минералогии — двойник — это два, сросшиеся
кристалла по определенному геометрическому
закону.
К лицам слово двойник применяется
в народных говорах или для обозначения одного из
близнецов (синоним двойни), а до конца
XIX в. употреблялось также для обозначения
одного из двух годных в рекруты мещан или крестьян
в семействе, состоявшем на рекрутской очереди.
Ср., например, у Даля: Она держала... двух голых
двойников на руках.
В русском литературном языке слово двойник укрепляется
только в двадцатые годы XIX в. Значение и
круг употребления этого слова определялись
влиянием романтизма. Когда вышла книга А.
Погорельского «Двойник, или мои вечера в
Малороссии», то критика отнеслась к слову
двойник, как к новообразованию. Так, Ор.
Сомов писал в «Северных цветах на 1829 г.»:
«По понятию, которое сочинитель связал с этим
словом, двойник есть та мечта воображения,
на которой основалось поверье, будто бы человек
видит иногда самого себя в каком-то зловещем
призраке». И в примечании пояснял: «Кажется,
сочинитель напрасно выдумывал или приискивал это
название: в русском языке существует уже для сего
слово: стень, прекрасно выражающее сей
призрак или мечту» (Сев. цветы на 1829,
с. 86). Первоначально двойник имело
ударение на первом слоге — двóйник (см.
знак ударения в «Сев. цветах»). У
Бенедиктова:
Пойдем со мной, мой двойник нежный?
(Ангел и младенец,
1840)
Но у
Баратынского в стихотворении «Не подражай»
(1829):
Доратов
ли, Шекспиров ли двойник?
У
П. А. Каратыгина в «Записках»:
«Рязанцева, который хотел представить его лицо,
[Булгарин] расцеловал и называл своим
двойником и от души хохотал» (1929, 1,
с. 310).
Заметка
ранее не публиковалась. Здесь печатается как
композиция из нескольких фрагментов, сохранившихся
в разрозненном виде на 5 листках, написанных на
разной бумаге в разное время. Чернила выцветшие,
бумага старая, оберточная; по предположению
Н. М. Малышевой, рукописи
В. В. Виноградова на такой бумаге
относятся к тобольскому периоду (начало 40-х
годов). — М. Л.
|