Благой. Если
считать Пушкинскою эпиграмму «На Фотия», то в ней слово
полублагих, несомненно, каламбурно сливает
церковнославянскую лексему благой (в значении: добрый,
честный, хороший) и простонародный омоним благой
(в значении: глупый, дурной, юродивый, блажной) [Далее следует
сноска: В «Словаре Академии Российской» 1806, т. 1,
«простонародное» слово «благой» определяется так:
«упрямый, своенравный, неугомонный» (с. 211). Ср. у А. П.
Сумарокова: «Слово благой знаменует у черни и у невеж
дурный» (Сумароков, 1787, 10, с. 23).
Семантическую историю слова благой см. у Д. К.
Зеленина, «Табу слов у народов восточной Европы и северной
Азии», 2, с. 155].
Пошли нам, господи,
греховным,
Поменьше пастырей таких,
Полу-благих,
полу-святых
(На Фотия).
(Виноградов. Язык Пушкина,
с. 90).
|