| Сочеловек.
            Характерно [...] слово сочеловек (ср. у Шиллера
            Mitmensch), не отмеченное ни в словарях Академии Российской,
            ни в словаре 1847 года. Оно типично для словаря масонов.
            Например, в письме И. В. Лопухина к А. 
            М.  Кутузову (от 28 ноября 1790 г.): «Привыкнув все
            делать, только имея в виду рубли, чины, ленты или из страха,
            не могут поверить, чтобы были люди, желающие бескорыстно
            удовлетворять должностям христианина, верного подданного, сына
            отечества и сочеловека» (Барсков Я.  Л. Переписка
            московских масонов ХVIII-го века, с. 46). 
            В «Разных отрывках»
            Карамзина: «Есть ли бы я был старшим братом всех братьев
            сочеловеков моих и есть ли бы они послушались старшего
            брата своего, то я созвал бы их всех в одно место, на
            какой-нибудь большой равнине, которая найдется, может быть, в
            новейшем свете».
         
            Слово
            сочеловек
            встречается также и в первой части карамзинского «Московского
            журнала», в таком «анекдоте из иностранных журналов»: «Один
            автор, сочинивший трактат о соловьях, говорит в предисловии:
            ”Двадцать лет неутомимо работал я над сим сочинением.
            Глубокомысленные мудрецы утверждали всегда, что самое
            сладчайшее удовольствие, какое душа человеческая может только
            вкушать в сем мире, состоит в уверении, что мы оказали целому
            роду человеческому полезные услуги. Желание иметь сие
            удовольствие должно быть по справедливости главным нашим
            желанием. Тот, кто сего не думает, и не устремляет всех сил
            своих к устроению блага человеческого рода, конечно не знает,
            что он не столько для себя, сколько для сочеловеков
            своих получил дарования свыше. Сие размышление заставило меня
            написать предлагаемый трактат о соловьях, который должен
            споспешествовать общему счастию разумных сотварей моих“»
            (Моск. журнал, 1791, ч. 1, с. 206).
         
            В «Письмах русского
            путешественника»: «Давно уже замечено, что общее бедствие
            соединяет людей теснейшим союзом. Таким образом, и жиды,
            гонимые роком, и угнетенные своими сочеловеками,
            находятся друг с другом в теснейшей связи, нежели мы,
            торжествующие христиане» (Карамзин, 1820, 3, с. 7). Ср.
            также у Радищева в «Беседе о том, что есть сын отечества» —
            при изображении того, кто не может быть назван сыном
            отечества: «который с хладнокровием готов отъять у
            злосчастнейших соотечественников своих и последние крохи,
            поддерживающие унылую и томную их жизнь; ограбить, расхитить
            их пылинки собственности; который восхищается радостию, ежели
            открывается ему случай к новому приобретению; пусть то
            заплачено будет реками крови собратий его, пусть то лишит
            последнего убежища и пропитания подобных ему
            сочеловеков, пусть они умирают с голоду, стужи, зноя;
            пусть рыдают, пусть умерщвляют чад своих в отчаянии, пусть они
            отваживают жизнь свою на тысячи смертей; все сие не поколеблет
            его сердце; все сие для него не значит ничего» (Радищев
            А.  Н. Избр. философские соч., М., 1949,
            с. 264).
         
            (Виноградов. Проблема авторства,
            с. 299—300).
         |